30 Декабря 2011
Между тем, завороженные «мифом о молодежи», некоторые крупнейшие представители западной культуры готовы были петь ей хвалебные гимны, какие бы лозунги ни начертала она на своих знаменах. Вот небольшой, но выразительный, думается, пример. В 1970 году на экраны мира вышел фильм Микеланджело Антониони «Забриски-пойнт» — своеобразное осмысление молодежного бунта.
То вселенское «нет», которое было главным лозунгом и символом этого бунта, получило здесь емкое образное выражение: в финале фильма его героиня буквально испепеляла взглядом ненавистный старый мир. Вызванный разрядом ее ненависти, поднимался огромный ядерный гриб, круживший пестрые обломки рухляди, а навстречу солнцу нового мира по-детски улыбалось юное лицо.
Сейчас, когда опасность всемирной ядерной катастрофы столь явно усилилась, когда знамением времени становятся многотысячные антивоенные демонстрации и «дети» идут вместе с «отцами», чтобы защитить человечество от грозящего ему уничтожения, подобное заигрывание с «атомным апокалипсисом» кажется по меньшей мере безответственным.
Но этот образ лишь предельно заострил те настроения молодежного мессианства, которыми был столь сильно отмечен духовный климат 60-х годов и которые порою буквально парализовали способность критического суждения даже у политически очень опытных буржуазных ученых.